Разработка брендбука

Брендбук — внутрикорпоративный документ, содержащий всестороннюю информацию о бренде — от идеи и миссии до особенностей каждого элемента фирменного стиля. Это не просто красочная книга с разными вариантами логотипа и перечнем цветов и шрифтов. Это собранное воедино виденье бренда, его идентификации и позиционирования.

Зачем нужен брендбук 

Документ систематизирует все аспекты создания и развития бренда, помогает в стратегическом планировании и прикладных текущих задачах:

• Формирует полную картину бреда;

• Повышает корпоративную культуру.

• Используется во всех внешних коммуникациях, благодаря чему растёт узнаваемость;

• Помогает сформировать стратегию продвижения;

• Экономит время на разработку рекламных материалов;

• Помогает выстраивать коммуникацию с аудиторией;

• Подробные практические рекомендации по применению фирменного стиля исключают ошибки, если с графическими элементами работают сторонние организации;

• Детальное описание позволяет не зависеть от одного специалиста по дизайну;

• Если бизнес работает в нескольких городах или странах, сохраняется единство бренда без необходимости постоянного контроля головным офисом.

Структура брендбука

Содержание может варьироваться в зависимости от сферы деятельности и размеров компании. Типовая структура включает следующие разделы:

1. Философия. Определение миссии и задач бренда. Может быть оформлена легенда, идеи, лежащие в основе деятельности.

2. Позиционирование. План продвижения и закрепления позиций на рынке, уникальное предложение, портрет целевой аудитории.

3. Визуализация. Общие принципы визуального оформления: цветовая гамма, символы и их значения и т. д.

4. Идентификационная стратегия. Практическое применение визуализации – конкретные принципы разработки и использования стиля компании.

5. Правила оформления носителей. Стандарты и подробные рекомендации для каждого отдельного случая: визиток, сайтов, сувениров, рекламных материалов и т. д.

Весь брендбук нужен руководителям компании и подразделений для принятия стратегических управленческих решений. 

Отдельные главы или специальные варианты руководства могут использоваться маркетологами, специалистами по рекламе, дизайнерами, сотрудниками пресс-службы. 

Раздел с прикладными решениями и правилами оформления может выноситься в отдельный публичный документ — гайдлайн, в то время как теоретическая общая база разрабатывается только для внутреннего использования.

Разработка брендбука

Чтобы создать инструмент, упрощающий управление, к разработке нужно привлекать не только специалистов по дизайну и маркетингу, но и руководителей высшего звена.

Создание брендбука начинается с анализа деятельности компании, её продукта, аудитории, предложения, ситуации в конкурентной среде.

Затем формулируется миссия, ценности, желаемый имидж, стратегия продвижения и развития.

Создаётся визуализация бренда, в которой каждая деталь направлена на его раскрытие и формирование нужного образа.

Для конкретных сфер воплощения визуальной концепции фиксируются правила и допустимые варианты.

Руководство по бренду и фирменному стилю должно быть:

• Информативным. Оформленным доступно для восприятия. Важно, чтобы описывался именно бренд, а не только его атрибутика. Особое внимание следует уделить философии и вектору развития, так как брендбук нужен в первую очередь для выстраивания стратегии.

• Продуманным. Лишённым противоречивых инструкций, содержащим сведения, достаточные для самостоятельного принятия решения, но без лишней информации и сложной структуры и лишнего объёма.

• Универсальным. Разработанные правила должны быть рассчитаны не только на текущие задачи, но и давать ответы на те, которые могут возникнуть в будущем.

• Работающим. Если созданное руководство не будет применяться по назначению, оно из мощного инструмента, помогающего в развитии бизнеса, превратится в набор красивых картинок. 

Разработка и внедрение в бизнес-процессы брендбука способны придать стимул к развитию, переосмыслению или даже пониманию сущности бренда самой компанией. Это важный шаг, который принесёт плоды, если документ будет создан профессионалами и использоваться по назначению.


Обсудить проект